(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

На правах рекламы:

PC repair Manhattan

Глава двадцать шестая. Последняя муза Пикассо

После «бегства» Франсуазы Жило 73-летний Пикассо с новыми силами включился в роман с Жаклин Рок, которая, как по утвержденному сценарию, превратилась в его модель.

Надо отметить, что этой женщине художник посвятил больше картин, чем всем другим, ведь они с Жаклин прожили вместе двадцать лет, и семнадцать из них она была единственной моделью, которую он рисовал. Ее портреты кисти Пикассо выполнены в различных техниках и стилях, и на всех неизменно выделяется кроткий, задумчивый взгляд ее миндалевидных глаз. В профиль их выражение кажется каким-то погруженным внутрь самой себя, а прямой изящный нос делает Жаклин Рок похожей на сфинкса, как, например, на картине «Жаклин с цветами», написанной в 1954 году.

Параллель со сфинксом была придумана искусствоведами. Кстати сказать, удачный образ: сфинкс, охраняющий покой Мастера на протяжении последних лет его жизни...

Жаклин обожала Пикассо. Он был для нее почти богом. Сам он неоднократно говорил, что она сделала из него некий культ, даже настоящую религию. Храмом этой религии стал замок Вовенарг на юге Франции, недалеко от Экс-ан-Прованса, куда Пикассо решил переехать в 1959 году, чтобы полностью посвятить себя искусству.

Одноименный населенный пункт — ближайший к замку, даже сейчас насчитывает около тысячи жителей. Таким образом, Вовенарг был просто идеальным убежищем, к тому же Жаклин Рок контролировала все посещения замка, тщательно оберегая покой своего кумира.

* * *

Обычно через семь лет после первой встречи Пикассо уже расставался со своими музами, но на сей раз он решил остепениться. Как-никак, почти восемьдесят лет за плечами...

В результате, они поженились 2 марта 1961 года в Валлорисе: ей в то время 34 года, а ему — 79 лет.

Празднование выглядело скромным, так как он всеми силами стремился избежать шумихи. Среди приглашенных — только самые близкие. После этого «молодожены» переехали в недавно купленную Пикассо виллу в Каннах, где, несмотря на ухудшающееся здоровье, он продолжил потрясающе много работать.

Всего Пикассо сделал более семидесяти портретов Жаклин Рок. В этот период художник как бы переосмысливал весь пройденный путь, перерабатывая мотивы других великих художников: Веласкеса, Энгра, Гойи, Мане и, конечно, Сезанна. Это было настоящее погружение в историю живописи. Пикассо говорил: «Плохой художник — копирует, хороший — ворует». Вот он и «воровал» чужие работы, но в собственной вольной, часто кубической интерпретации.

В 1955 году Пикассо создал картину «Жаклин в турецком костюме». Подобная атрибутика, кстати сказать, как нельзя лучше иллюстрирует темперамент Жаклин Рок и ее отношение к Пикассо. Она называла его Монсеньор, что переводится как «мой господин».

Наверное, именно такая женщина и должна была, в конечном итоге, быть рядом с великим художником, оказавшимся перед лицом неумолимой старости.

В последние годы своей жизни Пикассо практически ничего не видел и не слышал, а верная и любящая Жаклин Рок ухаживала за ним, мыла и кормила престарелого мэтра. Оградив его от общения с детьми, бывшими женами и внешним миром, Жаклин Рок привнесла в его жизнь мир и покой, а свою — молодую и весьма перспективную — она целиком и полностью положила на алтарь любви и искусства.

Жаклин Рок — последняя муза Пикассо — была не столь страстной, как Фернанда Оливье, и не такой хрупкой, как Марселла Юмбер. В ней не было утонченной грации Ольги Хохловой и юного задора Марии-Терезы Вальтер. Не отличалась умом, как Дора Маар, и талантами Франсуазы Жило, но в ней было главное — искренняя преданность своему Монсеньору.

* * *

Великого Пикассо не стало в воскресенье, 8 апреля 1973 года. Он обрел покой в городке Вовенарг, в маленькой часовне у подножия горы Сент-Виктуар.

А умер он в «Нотр-Дам-де-Ви», в своей крепости в Мужене. Этот очередной дом Пикассо купил, чтобы сбежать из «Калифорнии», которую проектировщики опошлили, построив в конце парка дом, заслонивший вид на море.

«Нотр-Дам-де-Ви». Марина Пикассо описывает его так:

«То был настоящий бункер, окруженный решетками под током и колючей проволокой. Переговорное устройство у входа фильтровало посетителей, а в парке денно и нощно бродили афганские борзые без ошейников, натренированные на атаку».

Когда Пикассо умер, скорби Жаклин не было предела. Убежденная в том, что никто кроме нее не способен осознать эту потерю, она не допустила присутствия на похоронах не только его бывших женщин, но даже детей и внуков.

Эту ужасную историю в деталях рассказывает нам Марина Пикассо. Она пишет:

«По телевизору показывают жужжащий рой репортеров, ворота, ощетинившиеся колючей проволокой, полицейские автобусы, и звучит голос диктора: "Вчера, как нам сообщил его секретарь Мигель, Пикассо еще совершил прогулку по парку под руку с Жаклин Пикассо. Вдова не захотела нас принять. Она в глубочайшей депрессии. Семейный врач внимательно наблюдает за состоянием ее здоровья".

Нам надо предупредить отца. Паблито звонит в Париж. Голос на том конце провода отвечает ему, что отец уехал на Лазурный берег.

На Лазурный Берег. Но куда?

Паблито обзванивает отели, в которых отец обычно останавливается. На четвертый раз консьерж отвечает, что он только что уехал в "Нотр-Дам-де-Ви".

— Попробуйте перезвонить вечером.

Нет его и вечером. На следующий день отец сам звонит Паблито:

— Похороны завтра, в самом узком кругу. Жаклин просила, чтобы никто не приезжал. Я тебе перезвоню».

Паблито, в своем возмущении, чуть не разрыдался.

— Даже если придется идти на штурм, я увижу своего дедушку. Это мое право. Никто меня не удержит.

Марина попыталась утихомирить его:

— Паблито, нас не хотят там принимать. Ты ничего не добьешься.

Вопреки ее советам, в тот же день он сел на велосипед и поехал в «Нотр-Дам-де-Ви». Приехав, принялся трезвонить у двери парадного подъезда. Ответа не последовало. Паблито звонил еще и еще. Тогда появился сторож с собаками.

— Убирайтесь отсюда! — крикнул он. — Сюда нельзя. У меня приказ мадам Пикассо.

Но Паблито проявил упрямство.

— А я приказываю вам открыть мне. Завтра хоронят моего дедушку. Я хочу с ним проститься.

— Проваливайте сию минуту! Или я спущу собак!

* * *

После этого Жаклин Рок, страдая от жестокой депрессии, несколько лет балансировала на грани сумасшествия. А потом она удивительным образом вдруг словно вернулась к жизни. Наверное, к ней пришло понимание того, что после смерти люди оказываются в лучшем мире, где нет ни боли, ни слез. И, осознав это, она стала заботливой хозяйкой, хранительницей и распорядительницей огромного творческого наследия Пикассо. В результате, именно благодаря ей ряд музеев мира пополнился работами Пикассо, которыми сейчас любуются миллионы людей.

Однако эта благородная миссия задержала ее в мире живых лишь на тринадцать лет. 15 октября 1968 года, перед открытием большой мадридской выставки Пикассо Жаклин Рок застрелилась. Ей было всего 59 лет, и перед смертью она попросила, чтобы ее похоронили рядом с мужем в Вовенарге.

Точных причин ее самоубийства никто никогда не узнает. Но, как бы то ни было, этой женщине следует отдать должное: она поставила рекорд по длительности взаимоотношений с совершенно невыносимым гением.

У биографа Пикассо Карлоса Рохаса читаем:

«Все любовные связи Пикассо заканчивались неудачно, и хотя его последнему роману — с женщиной, называвшей его Паблито, — положила конец только смерть художника, предшествующая этой развязке изоляция наводит на мысль, что жизнь Пикассо с Жаклин Рок не была ни счастливой, ни нормальной. Как говорил он Франсуазе Жило, впервые оставшись с ней наедине, судьба любви зависит не от воли людей, а от предначертанного».

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика