(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Каталог

44. Комедианты. 1905
Картон, гуашь, уголь. 51,4×61,3. Слева внизу углем подпись: Picasso
Эскиз к картине «Семейство комедиантов» (Вашингтон, Национальная художественная галерея) — центральному произведению розового периода. В отличие от законченной картины в эскизе, на фоне намечено действие (скачки), противопоставленное неподвижно стоящим фигурам комедиантов. В эскизе отсутствует женщина с Майорки, помещенная в правом нижнем углу картины (этюд этой фигуры хранится в ГМИИ). Остальные члены семейства встречаются в ряде произведений 1905 г., в особенности часто — старый клоун-толстяк. Вариацией мотива двух мальчиков с собакой в центре эскиза является гуашь «Два акробата с собакой» (Нью-Йорк, Музей современного искусства). В группе комедиантов Арлекин наиболее отличается от персонажей картины. В эскизе он не только представлен собравшимся в дорогу, в пальто, с саквояжем, но и, что самое интересное, он похож на Пикассо. Отождествление судеб бродячих комедиантов и художника в современном обществе — одна из настойчиво развиваемых идей розового периода.
Собрание: ГМИИ (с 1948), инв. № 10265
Происхождение: собрание С.И. Щукина; с 1918 — ПМНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ
Выставки: 1925, ГМНЗИ, № 65; 1955, ГМИИ, кат. с. 81; 1956, Эрмитаж, кат. с. 94; 1959, ГМИИ, кат. с. 34; 1966, ГМИИ
Литература: Кат. Щукина, № 180; Тугендхольд, с. 169; Тугендхольд, 1923, с. 116; Кат. ГМНЗИ, № 419; Réau, № 1009; Zervos, I. 287; Daix — Boudaille, XII. 33; «Графика Пикассо», № 12; Зубова, № 22.

45a. Этюд двух фигур и мужской головы в профиль
Оборот рисунка «Мальчик с собакой» (кат. 45)
Картон, темпера. 47×57
Набросок относится к началу 1905 г., поскольку сделанный после него на другой стороне картона этюд датируется не позднее начала мая того же года. Видимо, художник одновременно задумал две композиции со странствующими гимнастами, которые разрабатывал в ряде вариантов. Эрмитажный набросок отражает самый ранний этап работы над темой, нашедшей воплощение в картине «Девочка на шаре» (ГМИИ, кат. 9); в остальных этюдах — двух перовых рисунках и двух акварелях (частное собрание и Балтимор, Музей искусств), как и в картине, художник отошел от непосредственных натурных зарисовок, заменил мальчика, балансирующего на шаре, девочкой; горизонтальный формат — на вертикальный, оставаясь в то же время верным первоначальному замыслу. См. кат. 45
Литература: Кузнецов 10. От Дюрера до Пикассо. — СГЭ, 1970, [вып.] 31, с. 80—81; Izerghina — Barskaïa, № 219.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика