(1881—1973)
Тот, кто не искал новые формы,
а находил их.
История жизни
Женщины Пикассо
Пикассо и Россия
Живопись и графика
Рисунки светом
Скульптура
Керамика
Стихотворения
Драматургия
Фильмы о Пикассо
Цитаты Пикассо
Мысли о Пикассо
Наследие Пикассо
Фотографии
Публикации
Статьи
Ссылки

Испанская увертюра: из Барселоны в Париж. Проба пера

Знаменитый испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир-Патрисио-Руис-и-Пикассо, более известный просто как Пабло Пикассо, родился 25 октября 1881 г. в андалузской провинции Малаге.

По испанской традиции он был назван последними именами своих родителей: матери Пикассо и отца Руис, а при крещении мальчик получил свое полное имя в честь почитаемых в его семье святых. Семья Пикассо была среднего класса, отец был художником, рисовавшим по большей части птиц. Большую часть своей жизни Руис был профессором искусства в Школе изящных искусств и куратором местного музея.

Пабло рано проявил талант к рисованию. Уже с 7 лет он учился у своего отца технике рисования, который сначала поручал ему дописывать лапки голубей на своих картинах. Но однажды, доверив тринадцатилетнему Пабло дописать довольно большой натюрморт, он был настолько поражен техникой сына, что, если верить легенде, сам бросил заниматься живописью.

Если от отца Пикассо унаследовал художественные способности, то от матери — огненный, отважный темперамент. Все, кто близко знал эту маленькую, хрупкую на вид женщину, поражался тому неугасимому пламени, что бушевало в ее груди и то и дело вырывалось наружу.

В восьмилетнем возрасте мальчик написал свою первую серьезную картину маслом — «Пикадор» и не расставался с ней в течение всей своей жизни. В 1891 г. Пикассо вместе с семьей переехал на север Испании, где его отец стал профессором в Школе изящных искусств. В 1895 г. в семье Пикассо произошло несчастье — Кончита, семилетняя сестра Пабло, умерла от дифтерии. После трагедии родители приняли решение переехать в Барселону, где мальчик блестяще сдал экзамены в Школу изящных искусств Ла-Лонха, хотя и был слишком молод для данного учреждения. Он потрясает профессуру, выполнив за один сеанс этюд натурщика, на исполнение которого был дан целый месяц.

Барселона была в артистическом отношении более благополучным и ярким местом, чем те места, где уже довелось побывать юному Пабло. Здесь хорошо знали новейшее французское искусство, интересовались им, и эта атмосфера, безусловно, повлияла на молодого художника.

Сначала он подписывал полотна и рисунки своим именем по отцу — Руис Бласко, однако затем решил, что это слишком обыденно, и выбрал материнскую фамилию — Пикассо.

Отец встретил первые шаги Пабло на художественном поприще с большим сочувствием. Он снял для него небольшую комнату неподалеку от дома, чтобы юный художник мог спокойно творить, как и подобает настоящему мастеру. Впрочем, сам он довольно часто нарушал уединение сына, то и дело забегая посмотреть, над чем тот трудится в данный момент. Иногда эти посещения оканчивались горячими спорами.

В октябре 1897 г. юноша переезжает в Мадрид, где поступает в Королевскую академию изобразительных искусств Сан-Фернандо.

Однако занимался он там недолго, меньше года, Пикассо был захвачен всеми другими прелестями мадридской жизни, а также изучением работ впечатливших его тогда художников — Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и в особенности Эль Греко.

Пабло чувствовал, что давно уже перерос те упражнения, которыми пичкали его профессора. Тем не менее он задержался в Мадриде на восемь месяцев — главным образом, ради художественных сокровищ Прадо. Творчество Веласкеса, Сурбарана, Гойи пленили его. Но первое место в его сердце занял «божественный Эль Греко». Эту влюбленность он увез с собой в Барселону, куда вернулся в июне 1898 г. Здесь он вскоре вошел в «кошачье» общество «Els Quatre Gats» — «Четыре кота» — богемное кафе с круглыми столами и разговорами на художественные темы, и именно там прошла его первая в жизни выставка картин.

Коллекция ранних работ Пикассо находится в Барселоне, в Музее Пикассо. Самые известные из них: «Первое причастие» (1896) — большая картина, изображающая сестру Пикассо Лолу, «Автопортрет» (1896), «Портрет матери» (1896). Через много лет, посетив как-то выставку детских рисунков, Пикассо сказал: «В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они».

Во время обучения в Мадриде Пикассо совершил свое первое турне в Париж — признанную тогда европейскую столицу искусств.

Зимой Пикассо пишет свою первую большую композицию в академическом стиле «Первое причастие», следующей весной показанную на групповой выставке в Барселоне. Однако юному таланту претят непрестанные штудии гипсов, и, к удивлению всех, Пабло покидает школу. В следующем году Пабло знакомится с членами группы художников, скульпторов, поэтов, искусствоведов, встречавшихся в кафе «Четыре кота». Он близко сходится с поэтом Хайме Сабартесом. Своему другу Пабло поведал немало фантастических историй.

Надо сказать, что хвастовство и склонность к преувеличениям, как у многих настоящих испанцев, были у Пикассо в крови.

Так, однажды он рассказал историю о том, как целую зиму 1902 г. топил камин своего гостиничного номера собственными рисунками. Сабартес хладнокровно комментировал: «Если вспомнить о том, как быстро прогорает бумага, то все это следует понимать как преувеличение». Пикассо настаивает: «Сотни, тысячи, миллионы рисунков!» Поэт больше не возражал, но тихо прибавил: «Может быть, все-таки не так много?»...

Летом 1898 г. Пикассо провел вместе с одним из своих товарищей несколько недель в сельской местности. Будучи от самого своего рождения жителем больших и шумных городов, таких, как Малага и Барселона, он впервые оказался лицом к лицу (и почти один на один) с природой. Этот опыт переменил многие его представления об искусстве. Долгие часы проводил он в наблюдениях над «натурой», в работе над пейзажными набросками.

В кафе «Четыре кота» он просиживал целые дни, рисуя, делая эскизы, разговаривая со знакомыми. Молодой художник даже усвоил себе особый стиль постоянных посетителей этого заведения — черная шляпа, широкий галстук, темный пиджак. Он настолько привязался к «Четырем котам», что в 1899 г. сделал рисунки для меню кафе.

В 1900 г. Пикассо впервые приехал в Париж на поезде, но готов был идти сюда, в столицу живописи, пешком, ведь все помышления молодого Пабло вращались вокруг искусства. Девятнадцатилетний полуголодный, страстный, ясноглазый коротышка шел по Парижу, и на свежем автопортрете черной кистью было написано: «Я король!»

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2024 Пабло Пикассо.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
Яндекс.Метрика